Saturday, June 27, 2020

Левак - кто он



Из лексикона американских правых - и в особенности правых мигрантов (подчеркиваю - мигрантов, поскольку они таковыми себя почему-то не ощущают) из стран бывшего СССР - практически исчезло слово “левый”, заменившись марксистско-ленинским псевдотермином “левак”. Аналогичное английское leftists точно так же отделяло “новых левых” от “традиционных левых”. Традиционные левые - это классические европейские социал-демократические партии (“евросоциализм”) и просоветские (и не очень) коммунистические партии. Новые левые - это разнородная среда, от академических философов Франкфуртской школы и постструктуралистов до радикальных террористических организаций (RAF, “Красные бригады”). Отдельно стояли леворадикальные организации в странах Третьего мира (ФАРК, Сендеро Люминосо, Движение имени Тупака Амару и т.д.). 

Следует помнить, что разделение на “левых” и “леваков” - результат полемики и конфликтов в левой части политического спектра. Именно оттуда и берут этот термин сегодняшние правые, не отдавая себе отчета в том, что вступают на дискурсивное поле врага - на наше поле. Помним, что игра в дискурс врага - тем более, игра безотчетная - начало поражения. Первый - важнейший - фронт - фронт концептуальный. Что же, пусть правые играют в нашу игру, мы возражать не будем. Напомню в связи с этим также, что само использование слова “капитализм” ведет правых по пути интеллектуальной деградации, поскольку, будучи введено в широкий обиход Марксом, является “троянским конем” в правых политических дискурсах. 

Правые не отдают себе отчета в том, что, используя слово “левак”, они следуют за Лениным и Сталиным - разве что забывают добавить в отношении этих самых леваков эпитет “мелкобуржуазный”. По сути, они пытаются участвовать в споре левых между собой - и обвиняют (вслед за некоторыми считающими себя “серьезными” левыми) своих оппонентов слева в недостаточно глубоком осознании левой идеи, недостаточной теоретической подготовленности и политической незрелости, в нечеткости классовой позиции и литье воду на мельницу мировому капитализму, империализму и военщине.

Характерный миф, исповедуемый пещерными правыми в отношении всех западных левых - что они поддерживали сталинский тоталитарный режим, финансировались им и по сути были его марионетками. В худшем случае - платными агентами или шпионами, в лучшем - “полезными идиотами”. Часто этих людей почему-то совершенно не смущает, что современная Россия поддерживает финансово и иными способами ультраправых политиков и организации.

Разумеется, СССР поддерживал явно и тайно множество различных левых организаций (часто - псевдолевых, симулятивных левых). Однако не забудем, что немецких социал-демократов в тридцатые годы в СССР именовали социал-фашистами - по сути, СССР способствовал ликвидации всех левых организаций в Германии и приходу Гитлера к власти. Конечно, многие в России и в среде русскоязычных мигрантов на Западе заявляют, что Третий рейх был левым государством. Этой замечательной теме мы посвятим отдельное время в одном из наших будущих выпусков. Я же скажу, что - наоборот - СССР по сути был крайне правым государством - с элементами рабовладения, феодализма, сословного строя, а также государственного капитализма в смеси с мощной теневой рыночной экономикой, во многом приватизировавшей государство (после распада СССР этот процесс приватизации государства продолжился - фактически воплощена мечта некоторых т.н. правых либертарианцев, хотя они свою мечту не узнают).

Напоминаю, что советские идеологи крайне негативно относились к альтернативным марксизму-ленинизму версиям левой философии и идеологии - называя их “ревизионизмом”. В СССР альтернативные левые подвергались более жестоким преследованиям, чем условные “либералы”. Их положение было тяжелее - поскольку за них не заступался и Запад. Напоминаю, что СССР не поддержал молодежную революцию второй половины 60-х - в частности, французскую революцию 1968 года. И революционеры отвечали советским партбюрократам взаимной антипатией. Напоминаю, что СССР фактически запретил просоветским партиям и иным организациям поддерживать революцию 1968 года - фактически, помогая западным - буржуазным - правительствам подавить революционные движения. Не забудем и такие акции, как убийство Троцкого в Мексике по заказу Сталина. 

Следует понимать, что среди сил, называющих себя “левыми”, есть диаметрально противоположные по ряду параметров явления, которые не сотрудничают между собой. Левыми называются, с одной стороны, режимы КНР и КНДР - при том колоссальном расслоении, которое существует в современном Китае. С другой стороны - существуют антитоталитарные левые и анархисты, которые выступают за развитие гражданского общества, местного самоуправления, за защиту прав человека в условиях растущих возможностей государства контролировать жизнь граждан - в условиях массированного применения новейших методов биополитического контроля - контроля непосредственно за телесностью индивидуума - что показали нам те карантинные меры, которые вводились по всему миру в этом году. Напомню, что многие левые выступили против того, что они назвали “цифровым концлагерем” - в том числе известнейший современный итальянский философ Джорджо Агамбен, который полагает, что современные “демократии” - ширма для настоящего суверена, “левиафана”, поскольку, с его точки зрения, реальная власть - у тех инстанций и персоналий, которые способны ввести режим чрезвычайного положения и комендантского часа. 

В настоящее время термин “левак” в дискурсе пещерных правых фактически утратил свое предыдущее значение. Сначала в леваки записали всех левых интеллектуалов, антитоталитарных левых и анархистов. Допустим. Уничижительные именования (дерогативы, или пейоративы) часто прилипают и начинают использоваться как самоназвания - так произошло с христианами, а во второй половине XX века с хиппи. Я - левак, и мне не стыдно. Вы так говорите, как будто это что-то плохое. Но в наши дни леваками стали называть сначала Сандерса, потом Уоррен и других прогрессистов - а теперь дело дошло до мейнстримных корпоративных демократов, до демократического истеблишмента, до Хиллари Клинтон и Джо Байдена. Напоминаю, что Уоррен говорила в ходе нынешней президентской кампании, что она - “капиталист до мозга костей”. Если так пойдет дело, то скоро сторонники Трампа назовут леваками Митта Ромни, Джеймса Меттиса, газету Wall Street Journal - а далее и канал Fox News. 

Далее леваком может оказаться и сам Трамп - ведь он против свободы мировой торговли, сторонник протекционистских мер. Конечно, любая его позиция выглядит как симуляция, но это уже другой вопрос. Суть же в том, что потребители пещерного правого дискурса не замечают, как отказываются от того, что было их священной коровой во времена Рейгана - лессе фэр, лессе пассе, свободное движение капитала легко и непринужденно приносится в жертву политической целесообразности. 

Видимо, леваками были Кейнс, автор модели социального государства (вэлфер стейт), Рузвельт, Трумэн, Эйзенхауэр - и все остальные президенты без различия их партийной принадлежности - вплоть до Рейгана. И сами дорейгановские США следует считать левацким государством - поскольку то, что предлагается сегодня прогрессистами, часто значительно скромнее, чем то, что было реализовано в “государстве всеобщего благосостояния”, то есть в дорейгановских США. 

Российские псевдолибералы типа Латыниной договариваются до того, что мировое правозащитное движение было инспирировано сталинском СССР как таковое. Одной из идеологем СССР была “дружба народов”. Да, во многом это была симуляция. Но пещерный правый дискурс склонен рассматривать все, что имеет отношение к СССР как проклятое, нечистое, вполне в духе системы ритуалов и табу. В итоге оправдываются расизм, национализм (вплоть до откровенного нацизма многих нынешних правых), сексизм и прочие виды ксенофобии. немыслимое социальное неравенство, масштабный государственный контроль, полицейское насилие и вообще весь разветвленный государственный аппарат террора. Сторонники “слабого маленького государства” выступают за чистки университетов от прогрессивной профессуры, за введение в города, в которых идет протесты, не только нацгвардии, но и регулярных войск. Таково свойство мозаичного сознания - не видеть несоответствий и парадоксов в собственной позиции, которая определяется так называемой реалполитик - сиюминутными политическими интересами. В СССР нельзя было назвать “черной обезьяной” даже и гаитянского Папу Дока - что же, это было левачество. Пещерный правый дискурс отстаивает неотъемлемое право человека на пещерность. 

Записывать всех левых в сторонники ГУЛага и массового террора? ОК. Тогда я запишу тех, кто называет Байдена и Клинтон леваками, в куклуксклановцы и работорговцы. Впрочем, многие правые вполне открыто заявляют о своих симпатиях к колониальным империям прошлого и их методам, практиковавшимся на оккупированных территориях. Ведь не забудем, что колонизация - это эвфемизм для оккупации. “Колония” в переводе с латинского - “поселение”. Колонизация может предполагать мирное сосуществование с местным населением на паритетных началах равноправия - в отличие от оккупации. 

“Закон джунглей” - вот что оказывается рафинированной правой идеологией. Все, что выводит человека из мира, где господствует право грубой силы - это левацкие козни. Апофеоз жесткой конкуренции - это тот самый “закон джунглей”, бескомпромиссная борьба за существование на уничтожение конкурента.

И таки да - я являюсь сторонником минимизации насилия в человеческом обществе, увеличения числа степеней свободы, перехода от жестко конкурентных моделей к сотрудничеству, к кооперации и взаимопомощи. Следовательно, я левак? Отлично. Повешу себе значок отличия. 

Выходцы из стран бывшего СССР часто считают себя высокообразованными людьми. Как правило, это специалисты в области математики или информатики. Но это образование - образование специальное. Оно никак не затрагивает сферу человеческих взаимоотношения, историю человеческих сообществ, историю идей, историю культуры. Поэтому левыми мыслителями для них до сих пор остаются Маркс и Энгельс - с которыми они чаще всего знакомились в школе и институте и не читали их работ. Хотя я бы всем порекомендовал читать “Происхождение семьи, частной собственности и государства”. Но, чтобы понимать, кто такие левые сегодня, нужно быть знакомым с идеями левых мыслителей второй половины XX века и начала века XXI. Всех призываю знакомится с ними - с Фуко (перечисление). Хотя бы чтобы понимать собственных детей - которым, как наши правые утверждают, леваки промывают в университетах мозги. Вообще, непромытые мозги часто похожи на склад рухляди на чердаке. 

А другой университетской системы у нас для вас нет. Как сказал в эти выходные на Fox News в шоу Life Liberty & Levin консервативный профессор Калифорнийского университета Санта Круз Джон Эллис, автор книги “Распад высшего образования” - что-то вроде “мы не можем создать новые консервативные университеты, потому что они немедленно окажутся заражены левыми идеями”. Такое признание впечатляет и обнадеживает. И развенчивает миф о промывке мозгов. Просто человечество делает новые культурные шаги - из пещеры, от силовой иерархичности, от ситуации господства и подчинения, контроля и подавления, осуществляемого альфа-самцами. Молодежь не хочет в пещеру - вот и все. Видимо, молодежь у нас левацкая, что не может меня не радовать.