Tuesday, July 9, 2019

Возможна постгностическая интерпретация Делеза и Гваттари

Возможна постгностическая интерпретация Делеза и Гваттари:

ДиГ: "Страты - это божья кара; стратификация вообще - полная система божьей кары. Но земля, или тело без органов, не перестает уклоняться от такой кары, ускользает, дестратифицируется, декодируется и детерриторизуется" (конец цитаты).

Постгностически осмысленное "тело без органов", пронизанное "свободными интенсивностями или номадическими сингулярностями" - это тот самый "дух", или "София", которая постоянно заточается в многоуровневую цитадель, но ускользает от мести архитектора цитадели.

Оформление может трактоваться вовсе не как творческая деятельность, а как напротив, редукция. Не как усложнение, а как упрощение. Как мы знаем из истории архитектуры, конструкции в какой-то момент стремятся к абсолютной лапидарности, к незамутненной (точнее, непроясненной) функциональности - будь то пирамиды или скребущие небо прямоугольные стекляшки 80-х прошлого века. Даниил Андреев называл одну из ипостасей планетарного демона "принципом формы". Но деконструкция таких форм - не распад, а на пределе творческих возможностей производимое усложнение. Концептуальная бомба, взрыв сверхновой, в ходе которого возникает вся ежемгновенно смахиваемая мандала. Песочный домик на тверди гераклитова огня, чья прочность - в динамическом сверхсветовом танце сингулярности. "Форма" - двуликий Янус. Одна стремится к "лептонной пустыне", другая - к бесконечной сложности организации - и оба состояния могут восприниматься как хаос. Любой кирпич рассыпается в безликий песок-без-песчинок, если его не расколдует фея деконструирующим умклайдетом. И тогда "тело" устремляется к "телу без органов" - а последнее может рассматриваться как "духовная вселенная" с бесконечным уровнем сложности, сквозь которую светит свет простого единства Единого и Иного - и запредельной инаковости этого единства.

Действительно, что такое "тело без органов", как не дух, который "дышит, где хочет", между всеми пластами и слоями, уложенными асфальтовыми катками лапидарной объективирующей формализации? дышит - и не только между, но и сквозь все пласты, словно поток нейтрино? Чем еще может быть дух в дискурсе, в котором тело становится тотальностью, а имманенция утрачивает Иное по отношению к себе? Тело без органов - отрицание телесности - точнее, снятие оппозиции тела и не-тела - "слои" же и "страты" оказываются симуляцией этой "телесной бестелесности" - в том случае, если воспринимаются как непрозрачные.

Делез и Гваттари: "Двойная артикуляция (страты) столь вариабельна, что мы должны начать с относительно простого случая",

Можно ответить словами Федора Симеоновича Киврина: "Это дубли у нас простые!" Здесь нет простых случаев и задач, имеющих решение. Множество мощности континуум невозможно начать считать, поскольку нет принципа выбора точки начала отсчета - и нет способа продолжать отсчет, даже если точка найдена, пусть и произвольно. "Общая модель" тут настолько же простой случай, как и то, что может нам представляться как "простой случай".

В итоге песчинка может оказаться либо "ничем" (однако антикулированным "извне", "ничем-в-себе" и "ничем-для-себя") - либо апейроном-атманом.

Существование "геологических страт", конечно, подозрительно (если зритель его располагает "под собой", то есть выводит его в область редуцированного псевдо-иного) - но и оно не безнадежно тотализовано. Тотализован привычный взгляд на "структуру" - мы околдовываемся ее кажущейся неподвижностью. Неподвижность заполнена движением неокамененного взгляда, который не есть что-то внешнее по отношению к "страте". Страта танцует - она своего рода неподвижный в своих бесконечных скоростях калейдоскоп. Кажущаяся неподвижной страта может быть чередой вечных Ницше-возвращений, плотно упакованным дежа-вю, бесконечностью, в которой мы все время ухватываем лишь карамазовский "инфернальный изгиб" - а в данном случае уместнее сказать "инфернальную складочку", игнорируя все несоизмеримое с моментами дежа-вю (не)пространство-(не)время.

Кстати, структуры обнаруживают себя именно в деконструкциях, поскольку вне операций деконструкции то, что видится как "структура", является только симуляцией структуры, каргокультовым соломенным самолетом, примитивным граффити на внешней стороне алхимического сосуда.

No comments:

Post a Comment