Friday, November 27, 2015

Количество любви в мобильной связи

Люди могут говорить о чем угодно - даже о тарифах на мобильную связь. Углубляться в бесконечное количество деталей. Деталей одного. Деталей пустоты. 

Каким прибором можно измерить количество любви, из которой состоит, например, она - эта мобильная связь? И сама ее идея, и все ее воплощения?

Monday, November 9, 2015

Научная контрреволюция. "Эволюция закончилась на нас"

Один из методов контрреволюционной научной деятельности – это метод экспроприации и аппроприации революционных достижений, в результате чего от революционной вещи остается только ее оболочка-симулякр.

Принцип такого абсорбирования хорошо выражается репликой Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче»: «Демоны были, мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались».

Этот принцип применил Гегель, с точки зрения которого эволюционное развертывание мирового духа завершилось вместе с образованием прусской монархии. Тот же ход практически в точности повторил Фукуяма в «Конце истории». 

Этой коррозии может оказаться подвержена любая эволюционистская концепция: «Эволюция была – но она закончилась на нас, воплотивших в себе максимально совершенный из возможных в этом мире принцип». 

Если оказалось, что царь-господин не поставлен божеством, то контрреволюционер пытается рассказать, что царь-господин возведен на престол самой эволюцией, венцом которой он и является. И не просто венцом – а венцом итоговым, которым эволюция заканчивается и наступает безвременная дискотека..

Бесконечно совершенные существа, или Три вида утопии

Бесконечно совершенные существа в бесконечном взаимопонимании с другими бесконечно совершенными существами - вот будущее мира. В этом мире не будет энтропии, взаимопожирания, господства, подавления. Если этого будущего не иметь в виду и к нему не стремиться, то к чему вообще имеет смысл стремиться? А теперь скажите, какой политологический термин к такому сообществу совершенных существ более применим - капитализм, социализм, коммунизм, анархизм?

Утопично? Прекрасно, любая долгосрочная перспектива утопична. Но только максимально долгосрочная перспектива с вектором в дружелюбную вечность может одновременно дать возможность жить здесь и сейчас, то есть везде и всегда.

Иначе - бесконечная игра в царя горы. С бесконечно утопичной перспективой победы в этой игре. Выбирайте - перед вами две утопии.

Ах, да. Есть еще третья - что можно выбрать свое маленькое персональное счастье среди падающих астероидов, пандемий, взрывов сверхновых, архетипов коллективного бессознательного - свой маленький тихий уголок, вокруг которого бушует перманентная мировая революция, началу которой положил в этой вселенной Большой Взрыв. И забыть о тех, кто за порогом счастливого дома. Утопия номер три.

Sunday, November 8, 2015

Куна встраивают в спектакль, но Фейерабенд заминировал подходы

Два слова о таких подрывных текстах, как «Структура научных революций» Куна и «Против метода (опыт анархической теории познания)» Фейерабенда.

Подход к материалу, углы зрения и аргументация, продемонстрированная в этих текстах, не позволила научному сообществу их полностью проигнорировать. Подвергнуть авторов полному остракизму значило бы подвергнуть самих себя опасности делегитимации. 

Однако эпистемологический плюрализм (или даже анархизм), лежащий в основе нового подхода, сводящего парадигму в конечном счете к вполне социальной иерархической структурной корпоративной дисциплинарности, подрывал претензию научных элит на эпистемологическую монополию. Вместо одной-единственной магистрали открывалась сеть дорог, вместо одного царя и одной на всех руководящей и направляющей силы обнаруживалось какое-то мультикультуралистское гражданское общество. 

Статус царя горы в реальности, где рядом выросли новые горы, существенно понижается. И вот идеи Куна начали встраивать в «спектакль». С Фейерабендом, в силу явной готовности последнего к такому повороту событий, такая встройка не проходит – поскольку Фейерабенд концептуально заминировал подходы, предупредив возможные дискурсивные ходы охранителей существующего порядка.

Приспособление к среде после дождичка в четверг

Концепция естественного отбора на основе принципа "приспособления" - типичный случай "одномерной теории", которая, пройдя процедуру фальсификации, обнаруживает свою ненаучность.

Другими словами, невозможно предложить факт из области, к которой имеет отношение эта концепция, который не мог бы быть объяснен ею (и который гипотетически мог бы ее опровергнуть). 

Согласно этой концепции, если существо (вид) выжило - значит, сумело приспособиться, пусть даже и активным способом, приспособив под себя саму реальность. Если не сумело - значит, исчезло.

Приспособление плюс естественный отбор тут - не то, что доказывается. Это предпосылочная установка, которую подтверждает любой факт, какой бы ни попал в ее призму. "Всеобъясняющая теория", которая согласно попперовскому фальсификационному критерию, не является научной.

Нет способа доказать, что живое существо, осуществляя свои действия, занимается именно "приспособлением". Да, оно реализует некие свои цели. Но каковы эти цели, строго позитивная наука знать не может. Претензия на знание цели действий живого существа - это телеология, которую позитивная наука запрещает как элемент научной аргументации.

Налицо криптометафизика, которую борцы за царство дискурсивной горы задействуют в своих битвах в качестве допинга и спрятанного в перчатке кастета, запрещая использовать эти средства другим и почему-то полагая, что их никто не поведет на допинг-контроль и амуницию не проверит.

А фантазировать никто не запрещает. Фантазия - великая сила. И в плюсе - о царстве всеобщей любви. И в минусе - о войне всех против всех. Мотивация фантазий и выводы из них могут быть самые разные. Идея войны всех против всех может заставить человека выть по-волчьи, а может побудить человека разорвать этот порочный круг. Идея полной взаимной любви может способствовать просветлению, а может послужить для оправдания корпоративного фашистского государства. 

Но не стоит выдавать свои фантазии за предметы, доказанные в пределах строгой позитивной науки. А если все же попытаться выдать - тогда эти фантазии каменеют. Окаменев же, не способны помочь взлететь. А построить на таком камне ничего нельзя, кроме памятника Озиманду, царю царей.

При всем этом мне очень нравится концепция эволюции. Конечно, она существует во множестве различных вариантов - далеко не все из них мне импонируют. Но все же - как общий принцип - она удивительно красива, хотя и совершенно ненаучна.

Эволюция - это же развитие. Парадоксальным (на взгляд сциентиста-обывателя) образом, сама идея эволюции предполагает телеологию. Некую благую, совершенную цель процесса. Потому что если этой цели нет - нет и эволюции. Есть только слепота, из которой нет никакого выхода к свету, потому что нет никакого света.

Все же идею эволюции придумали метафизики-романтики, которые верили, что в любом фрагменте реальности содержится некая благая потенция, возводящая этот фрагмент к совершенству. И итогом эволюции будет полное и абсолютное совершенство каждого участника процесса - бесконечное количество абсолютных взаимопроникающих находящихся в единстве совершенств.

Недаром идея эволюции оформилась исторически позже идеи социального прогресса - и стала выходом идеи прогресса на уровень уже не человеческого общества, но всей жизни на земле и универсума в целом.

Эволюция - это вдохновляюще. А вот приспособление и естественный отбор - кого и на что они могут вдохновить? На пожелание всем живым существам счастливого и творческого приспособления? К чему? К среде после дождичка в четверг? "Присоединяйтесь, барон!" - так, что ли?

Если к чему-то и приспосабливаться - так это к свету своего идеала. Все равно неодарвинисты приспособленцем сочтут. Но если все есть приспособление - а именно так они и полагают - то можно построить шкалу видов, типов и уровней приспособления. Уровень Джордано Бруно, например. Или Сократа. Можно даже сказать, что отказ приспосабливаться есть высший уровень приспособляемости - так сказать, тотальное приспособленчество.

Знаю, многие понимали свободу как рафинад рабства. Их выбор, их право выбирать себе такие метафоры, такие концептуальные каркасы. Но делать такой выбор не обязательно - что бы совершившие этот выбор на этот счет ни говорили.

Thursday, November 5, 2015

Бонсай

Буриме "бонсай-инсайт, дней-ней".

Восемь метров за сутки - растет бонсай
До края вселенной - хватит ли дней
В пароксизме экспансий поймать инсайт
За жизнь до того, как проснешься с ней

Взорвался бонсай
В саду расходящихся дней
Шахидоинсайт
Семьдесят две сливаются в ней

Бросают меня, бонсай,
В банку мозгов, в разверстье небыли дней
И как тут вспомнить инсайт
Как я пророс сквозь астероиды к ней