Tuesday, May 24, 2016

Большой Взрыв и состояние постмодерна

Постмодерн и постмодернизм начались тогда, когда никакой официально протоколированной "эпохи постмодерна" еще не было и в помине. Когда палеолит уже закончился, а мезолит еще и не думал начинаться - постмодернизм уже был основным содержанием и сутью эпохи. Постмодернизм - естественное, органичное и перманентное состояние человеческой культуры - а может быть, и Вселенной как таковой.

Это так. Или не совсем так. Или совсем не так. И это "или" трикстерски ухмыляется нам из зазора между первой и второй миллисекундами после Большого Взрыва, причем уже первая миллисекунда была секундой постмодернистской.

Любое состояние "после" есть состояние постмодерна, а все феномены, происходящие в нем, есть феномены постмодернизма. Все же знакомые нам состояния есть состояния "после" чего-то. Состояние же "до", которое не содержит в себе никакого элемента "после", не может быть описано, а потому само по себе не является фактом культуры, но является предметом постмодернистской рефлексии, постоянно реструктурируясь и переформатируясь в этой рефлексии.

Поэтому то, что нынче принято называть постмодернизмом, является версией постмодернизма "Бесконечность.0". То же правильно будет сказать и о нынешней эпохе постмодерна, поскольку никогда в реальности не было эпох, которые могли бы быть названы по-другому.

Эта конкретная эпоха, ее стили и направления мысли прейдут - но не прейдут постмодерн и постмодернизм - до тех пор, пока не соединятся все эпохи в мире, где времени уже не будет, где исчезнут или станут чем-то бОльшим "до" и "после" со всеми коллизиями между ними, со всей их дедовщиной и молодежными революциями, со всей их геронтократией и культом молодости, со всей их причинно-следственной карусельной вакханалией взаимозаменяемости.

Каждый временной квант порождает девяносто шесть дорог мультиверса, любая из которых условно правильна. И каждая вплетает в себя все остальные, порождая множество интерпретаций - уровень сложности контекста возрастает по экспоненте.

Киплинг в своем "Неолитическом веке" уловил это дуновение постмодернистского осознания - и именно его, видимо, нагрузил бременем на спину белых цисгендерных мужчин. Убийство поэтов-конкурентов не деконструировало их дороги - их надлежит теперь деконструировать самому неолитическом поэту, посколько правильна не его дорога - а все захваченные им дороги конкурентов.

"Гомер" - слово, которое сложно писать без кавычек - это развернутая в пространствах и эпохах постмодернистская реальность, в которой путь от "Одиссеи" до джойсовского "Улисса" - лишь отрезок от нуля до единицы, замкнутая континуальная бесконечность в бесконечности столь же континуальной, но неограниченной. В полях гомеровского мультиверса пасется троянский конь, который отозвался Бодрийяру на имя "Симулякр". В табун они мчатся вместе со своим сородичем, ксенофановским сферическим конем, пересекая демокритовский вакуум, зеноновскими стрелами пролетая между бесконечными чередами сцилл и харибд бинарных оппозиций, вхолостую щелкающих затворами каменных челюстей.

No comments:

Post a Comment