Wednesday, August 6, 2014

Некроредукция

Некроредукция, производимая новоевропейским научным мейнстримом, предполагает рассмотрение любого исседуемого объекта как неживого, неразумного и лишенного сознания - пока не будет доказано обратное.

Конечно, такой подход сильно облегчает манипуляции с объектами. Лягушек в школах только недавно перестали резать. Как-то уже неудобно стало в этой сфере декларировать неприкрытое картезианство, предполагавшее, что животные являются автоматами.

И стало неудобно совсем не потому, что кто-то доказал, что лягушки - не автоматы. Неудобной становится сама некроредукция, сам ее принцип. 

Этот принцип неэтичен в своей основе. Чисто эпистемологическая (познавательная) строгость - вещь, конечно, достойная, но к ней примешивается предельный утилитаризм и гордыня "царя природы". Если полноту жизни, разума и сознательности обозначить единицей, а полное отсутствие всего перечисленного - нулем, то получится, что рассматриваемый принцип дает полную презумпцию именно нулю. А я никак не могу считать ноль более строгой и научной вещью, чем единицу или бесконечность.

Я полагаю, что этичный подход к объекту исследования должен быть прямо противоположным. Пока убедительно не показано обратное, следует допускать, что он живой, сознательный и разумный. И элементарная частица. И облако. А если не облако само по себе, то некие комплексы атмосферных явлений (для нас - комплексы, а в себе - целостности). И придорожный камень. И звезды с планетами. И лягушки. 

И даже люди.

No comments:

Post a Comment