Friday, November 27, 2015

Количество любви в мобильной связи

Люди могут говорить о чем угодно - даже о тарифах на мобильную связь. Углубляться в бесконечное количество деталей. Деталей одного. Деталей пустоты. 

Каким прибором можно измерить количество любви, из которой состоит, например, она - эта мобильная связь? И сама ее идея, и все ее воплощения?

Wednesday, November 25, 2015

Философический комментарий к "турецко-российскому инциденту"


Одна из основных проблем конспирологических теорий - не отсуствие заговоров в реальности. В самом деле, смешно думать, что существа, которые начинают вступать в тайные союзы еще в детском саду, не продолжают эту увлекательную игру и в более зрелом возрасте, когда игрушек у существ становится значительно больше.

Конечно, заговоры есть. Но их много. И даже один отдельно взятый заговор таит внутри себя множество субзаговоров - поскольку "потребности у всех, а селедка - для модели". Участники заговора понимают, что руководство может их сбросить как балласт в любой момент, использовать и выбросить - а потому стремятся по возможности успеть первыми применить по отношению к вышестоящим, а равно равным и подчиненным технологии современной таксидермии по заветам Кристобаля Хозевича.

Когда паны дерутся, у хлопцев не всегда трещат чубы. Когда паны дерутся - они, случается, повреждают саму систему принуждения как таковую, которую в ходе развития должно преодолеть человечество. 

Эрдоган манифестирует силу, во многом сходную с путинской. Тот же популизм, та же игра с национально-конфессиональными картами, те же реверансы в сторону "традиционных ценностей" - с целью остаться у власти навсегда. 

И, казалось уже, что два таких мачо, как Эрдоган и Путин, близки к союзу. Ну почему бы им временно не подружиться для отстаивания общих целей, а потом уже разобраться между собой? Многие полагали, что Турция резко отреагирует на захват Россией Крыма и усложнившегося положения крымских татар. Но нет, ничего такого острого не произошло - и стало казаться, что Эрдоган и Путин подружились на почве общих проблем неприязни к инакомыслию.

Та же логика могла бы быть применена и к взаимоотношениям Гитлера и Сталина. Они могли бы попробовать низвергнуть в союзе противников, а уже потом разобраться между собой. 

Но нет, сходство целей сближает только в том случае, если цель благая. Если же она корыстная, то на всех не хватает.

Понятно, что Турция - член НАТО, и даже Эрдогана трудно было заподозрить в готовности пожертвовать этим статусом ради союза с Путиным в деле контрмодернистского переустройства мира. 

Так или иначе, конкретный кусок сирийского пирога оказался для турецких и российских правящих элит важнее стратегических перспектив продвижения традиционных палеолитических ценностей.

Настолько важнее, что Турция сбила российский военный самолет, чего страны НАТО не делали с 1952 года.

Казалось бы, худшим врагом для диктатора является свобода. Но во многих конкретных случаях - в условиях игры в царя горы - худшим врагом диктатора в его сознании ситуативно оказывается другой диктатор.

И этот момент мне кажется весьма существенным в деле антиэнтропийного эволюционного процесса совершенствования вселенной.

Хотя, конечно, существует ненулевая вероятность того, что все живые существа во вселенной обретут мгновенное и одновременное просветление - и предпочтут совершенствоваться в менее экстремальном режиме. В частности, не нанося друг другу тяжелых телесных повреждений.

Новая роль Турции


Во "Властелине колец" хоббит Фродо, дойдя до цели своего путешествия, не смог избавиться от кольца всевластья. Ему помог Горлум, который отнюдь не хотел уничтожать кольцо - но так уж получилось. 

Аналогии, которые последуют дальше, не прямые, но...

Существует тысяча и один резон, по которому общества Запада не готовы идти на прямой конфликт с путинским режимом - от страха потерять полпроцента прибыли до страха перед ядерной войной. От стратегии "масло вместо пушек" до возрастающего в западных обществах духа гуманизма, пацифизма, толерантности и падения агрессивности.

Турция, сбив российский бомбардировщик, нарушивший ее воздушные границы, тем самым явно попыталась продемонстрировать, что именно она в данной ситуации является чуть ли не главным хранителем "военной чести" НАТО. 

Если аналогичные случаи нарушения воздушного пространства стран Прибалтики российской авиацией остаются без последствий, то Турция как член НАТО подобного допускать не будет - месседж таков. 

Понятно, что страны Прибалтики вряд ли могут принимать решения подобного рода без предварительных консультаций и одобрения других членов альянса. Турция же, как относительно самостоятельный игрок, оказалась готова к бескомпромиссным действиям, ведущим к серьезному ухудшению отношений с российским государством.

Теперь либо НАТО придется дистанцироваться от Турции, либо прямо или косвенно поддержать ее в этой ситуации. На данный момент более вероятно второе - НАТО уже заявило о том, что более адекватной видит турецкую версию случившегося, чем российскую.

Таким образом, мы имеем едва ли не первый ответ на вопрос,  является ли НАТО симулятивной структурой, не способной выполнять те задачи, ради которых оно было создано.

Турция при этом, мягко говоря, далека от тех стандартов либеральной демократии и прав человека, которые разделяются большинством членов альянса. На открытое противостояние с путинским режимом первым пошел самый авторитарный и нелиберальный член НАТО. 

Но флагманом НАТО Турции стать при всем желании не удастся. Навязать свои новоприобретаемые авторитарно-традиционалистские ценности другим членам альянса - тоже. Скорее, я бы надеялся на то, что необходимость поддержки со стороны остальных членов НАТО не позволят Эрдогану далеко зайти по тем контрмодернистским дорожкам, по которым ему нравится идти - хотя невелика вероятность того, что он вообще разлюбит прогулки по этому маршруту.

Понятно, что российские власти попытаются в этой ситуации расколоть НАТО - имея в виду Францию (вроде бы готовую вести совместные с Россией боевые действия) и Турцию как основных антагонистов внутри альянса в данной ситуации. Многое зависит от того, последует ли силовой ответ на сбитие самолета со стороны России - а если последует, то какой именно.

В результате мы можем получить ситуацию хотя бы частичного раскрытия карт. Запад в общем и НАТО в частности (и отдельным странам альянса) придется более открыто определить свои позиции по вопросу взаимоотношения сразу по ряду вопросов. Это и вопрос основных принципов, это и вопрос, какими именно методами эти принципы следует защищать, существуют ли на настоящий момент эти принципы вообще или их заменили экономические интересы и "реалполитик" - а также множество вопросов второго, более конкретного порядка - таких, как взаимоотношения с российским криминальным государством, вопросу российско-украинского конфликта, курдскому вопросу. Причем отказ от открытой рефлексии по этим вопросам будет тоже значимым ответом.

Таким образом, может статься, что Турция, преследуя некие сугубо партикулярные цели, помешала Западу пойти на весьма проблемный как этически, так и стратегически (да и тактически) временный союз с путинским режимом. Хотя не следует забывать, что союз с Турцией в ее теперешнем виде тоже является этической проблемой для Запада.

Профессор Зубов и угроза Путину со стороны любителей турецких курортов


Интересно, чем именно руководствовался уважаемый профессор Зубов, аргументируя "опасность для российских властей" введения экономических мер против Турции? Опасность, согласно Зубову, заключается в том, что "очередные ограничения для простых граждан [...] ухудшат социальный климат в России и вызовут недовольство со стороны народа". "[...] Если в результате этой войны люди лишатся возможности отдыхать на своих любимых курортах, последствия могут быть довольно серьезными. Поэтому, я повторяю, сейчас российским властям надо проявить максимальную сдержанность, любые резкие действия опасны", - утверждает профессор.

У меня возникает целый ряд вопросов. К кому именно обращается профессор? К российским властям? С какой целью? Помочь им упрочить свое положение в стране и не потерять власть? Дать косвенный сигнал тому сегменту рооссийского общества, которое ездит на турецкие курорты, что неплохо бы и проявить недовольство как-нибудь не на кухне? Он считает, что этот сегмент общества реально способен на открытое проявление недовольства? Он считает, что это проявление недовольства может быть настолько жестким, что будет представлять опасность для власти? 

Вот народ Северной Кореи, например, в Турцию не ездит. И 70 лет уже открытого недовольства особо не проявляет. На определенных стадиях ужесточения диктатуры успешные действия снизу по ее ослаблению и преодолению становятся уже почти что невозможными - и рушатся диктатуры либо в результате внешнего воздействия или "революций сверху".

Но, может быть, это тонкий академический сарказм? Симуляция симуляции? Может быть, профессор Зубов, осознавая симулятивную природу путинского режима, разыгрывает спектакль? Мол, давайте допустим, что Россия - страна как страна. С обратной связью и высокой значимостью общественного мнения. И он играет роль эксперта в такой стране, который по вполне либерально-демократическим правилам дает властям рекомендации. И при этом аргументирует свои рекомендации, делая вид, что слой жителей России, проводящий отпуска на турецких курортах, вполне аналогичен lower-middle классу в странах Запада.

Или тут к месту Кэрролл? "Мы же с вами в глупом положении, - говорила Алиса Мыши, - а настоящие англичане, когда попадают в глупое положение, делают вид, что они никуда не попали, а ведут светскую беседу".

Thursday, November 19, 2015

Об отношении эмигрантов из России к эмигрантам из Сирии

Давайте посмотрим на выходцев из бывшего СССР.

Склонны занимать ультраправые позиции, склонны к гомофобии, сексизму, расизму, склонны к бытовому насилию и коррупции. 

Ничего не взрывают и не стреляют? Да неужели? Напомнить, сколько терактов совершили агенты спецслужб СССР в других странах? Напомнить о том, какую роль играли выходцы из российской империи в разнообразных радикальных политических организациях стран Запада?

Сирийцев нельзя принимать, потому что они неблагонадежны? Потому что они наверняка мусульмане, а мусульмане - наверняка террористы?

По этой логике все эмигранты из бывшего СССР должны подозреваться в том, что они являются агентами советских, а теперь российских спецслужб.

Многие выходцы из СССР не понимают и не принимают тех трансформаций, которые произошли на Западе за последние 50 лет, мечтают о Западе XIX века, Западе 50-х годов века XX, или хотя бы о Западе Рейгана и Тэтчер - и в этом случае, находясь в странах Запада, являются реакционной, тормозящей дальнейшее развитие западного проекта силой. 

Особенно смешно в этой ситуации слушать возгласы "Хата не резиновая!" - от тех, кто все-таки сумел в нее влезть.

Однако Запад их - выходцев из СССР - все же тоже берет. Как и сирийцев. Потому что западный проект - проект, который скоро уже не будет называться западным. Это универсальный проект. Для всех. Он должен охватить всю планету. И для того, чтобы такой охват стал возможен, с проектом нужно знакомить жителей тех регионов мира, которые еще не в курсе. В частности, путем приглашения на Запад - пожить, посмотреть, как тут и что. Тем более тех, у кого в стране идет гражданская война.

Запад берет и не выгоняет. Даже тех, которые пытаются пихнуть ногой вниз тех, кто поднимается следующим. Хотя, если бы люди Запада имели сходную мораль и логику с постсоветскими "хатанерезинистами" - отправились бы последние принудительно в современную Россию. На строительство капитализма, либерализма, демократии - да чего там им угодно - по своему вкусу, но своими силами.

Wednesday, November 18, 2015

Русская философия после крымнаша


Я помню, как некоторые уважаемые философы из числа преподавательского состава философского факультета РГГУ предлагали закрыть всю эту лавочку и перестать допускать к защите диссертации по этой тематике - вызывавшей, видимо, у них ассоциации с "арийской физикой".

Может быть, они и правы. Может быть, нет никакой русской философии - но тогда нет и немецкой, французской, английской, даже греческой нет. Есть просто философия, универсальный проект. И если ты не просто философ, а "русский философ" - то в твоем карго-философском карго-буфете даже карго-осетрина как-то умудряется иметь вторую свежесть. И не философ ты, а тростиночка почти бессмысленная. 

Такая точка зрения имеет право на существование - если считать, что есть некий идеальный образ философии, ее эйдос, сверкающий в Трансурании. Тогда в каждой философии есть доля философии. А от той или иной социальной группы может приходить только то или иное искажение. Подлинно прекрасное едино и универсально - от индивидуализации же проистекает только паноптикум уродств. 

Однако забавно, что таким почтенно платоническим образом обоснованная русофилософобия является предметом высказывания людей, весьма далеких от платонизма - адептов "аналитической философии" (тоже универсальной, но почему-то процветающей прежде всего на английских и американских философских кафедрах), феноменологии (вселенской, но немного немецкой) и постструктурализма (глобального, но несколько французского). Многие из них, когда слышат слова "эйдос" или "метафизика", склонны хвататься если не за пистолет, то за более приличестсвующую философу кочергу.

Эта несообразность есть во всех антиметафизических направлениях мысли, в которых говорится о "магистральной линии развития человечества". "Нет ножек - нет мультиков". Нет метафизики - нет и магистрали. Выезжая на магистраль, мы имеем пункт А, из которого мы выехали, пункт B, в который мы намерены прибыть. Налицо финальная (целевая) аристотелева причинность - то есть некошерная, запрещенная правоверному сциентисту к употреблению в умственную пищу телеология. За такое спортсменов снимают с соревнований - употреблен допинг, в кулаке спрятан кастет, с доски украдена ладья.

Но взаимодействие дискурсов напоминает не спорт, а войну. Как говорил Дракон у Шварца: "Мы давно уже убиваем без всяких условий". В войне дискурсов на поражение используются любые софизмы - и их использование не подвергается общественному порицанию, поскольку нет ни имеющих глобальный авторитет правозащитников, ни имеющих планетарное доверие международных наблюдателей и миротворческих сил. Тонких софистов в этой войне отправляют сражаться с элитными частями противника с целью посеять смуту среди частей попроще. Грубых софистов отправляют обрабатывать широкое общественное мнение - и они даже занимают первые места в мировых рейтингах философов. проводимых респектабельными журналами типа Time.

Пафос борьбы тех, кого для краткости мне приходится второй раз называть могущим навести на некоторых читателей тоскливый ужас словом "русофилософобы", примерно таков. Это все то же вольтеровское "Раздавите гадину". Но проблема в том, что гадин следует давить честностью, той самой научной честностью и корректностью методологии, которая прославлена девизом на щите рыцаря-гадоборца - а если рыцарь использует недостойное оружие, у гадин отрастают новые головы, причем часто на месте головы самого рыцаря. В последнем случае оный рыцарь сам становится гадом, пытающимся сожрать другую гадину.

Рыцари-русофилософобы полагают, что нанося удары по "русской философии" как таковой, поражают саму путинскую власть, гебистско-бандитскую иерархию, имперскую идею и религиозно-фундаменталистское мракобесие. К русской культуре они относятся как к больному, вылечить которого невозможно, но который опасен для окружающих своим сумасшествием и заразностью, а потому болезнь может быть побеждена только уничтожением самого больного и вещей, которыми он пользовался.

Больной брал в руки Бердяева? Брал и вынул из Бердяева "духовные скрепы". Он брал Соловьева? Брал и вытащил из Соловьева планетарную роль русского царя. Брал русский космизм? Брал - что вытащил, правда, непонятно, но руками потрогал и тавро свое влепил. И они теперь для наших рыцарей как свастика - вроде хороший древний символ, но что делать, он побывал в слишком плохих руках. Извините, ничего личного, в топку.

Но это, так сказать, бой местного значения - но гадоборцы вопринимают себя бойцами на мировой войне, той самой, вольтерьянской. В этой войне применяется тактика выжженной земли - чтобы гадинам негде было завестись. Уничтожить дискурсивные экосистемы, в которых гадины могут существовать, произрастать и кормиться. 

Однако в результате применения такого оружия может возникнуть кризис ментальной экологии. Ковровые бомбардировки следует заменять более современным и точным оружием - и, что важно, не забывать регулярно проходить диспансеризацию на предмет своевременного обнаружения отрастания хвоста, охлаждения крови или образования чешуек и перепонок.

Я понимаю, что речи ректора МИФИ Стриханова, открывшего в своем почтенном учебном заведении то ли кафедру, то ли факультет теологии, впечатляют рыцаря-гадоборца - кстати, прошу иронию в адрес сих досточnимых рыцарей счесть самоиронией, поскольку к антиклерикалам и антиимперцам я отношу и себя - и он чувствует потребность еще раз бросить гадине вызов. Ректор обосновывает введение теологии, используя концепт, который он сам поименовал как "многомерная картина понимания мира" - то есть сосуществование и творческое взаимодействие различных познавательных парадигм. Однако всем понятно, что "другую парадигму" будет представлять РПЦ МП - но ректорат не даст устраивать магические ритуалы вокруг неолитических венер, не позовет камлать шамана, не проведет ритуал айяхуаски, не устроит буддийский ритрит, не будет измерять параметры нервной деятельности у медитирующих, даже не будет устраивать экуменических межконфессиональных христианских встреч. Не позовет адептов новых религиозных учений, не позовет психонавтов с психоделиками из Эсаленского института. А последние как раз работают на самом что ни на есть фронтире, вырабатывая ту самую новую парадигму. Мало того, этот ректор МИФИ и научную фантастику с фэнтези запретил бы, посколько они представляют собой, согласно его собственным словам, "сатанинскую форму религиозности".

Да, от таких альянсов во славу интеграции парадигм веет союзом доктора Менгеле с инквизитором Торквемадой во имя общечеловеческого блага. Но ощущение в воздухе специфического запаха в данном случае еще не является поводом для разрушения МИФИ и дисквалификации всего сообщества физиков как потенциально способных не только делать бомбы, но и дружить с фундаменталистами. Не стоит выкидывать саму идею сдвига парадигм - все же прогрессивная общественность такого не поймет. Постструктуралисткий плюрализм - от него Запад тоже не собирается отказываться (к большому сожалению рыцарей, не прошедших перевооружения, поскольку они по своему обыкновению выжгли бы такую гадогенную плюралистическую среду концептуальным напалмом).

Не стоит с ходу выкидывать и то, что принято называть "русской религиозной философией". В этом именовании многое неточно - и слово "русская" проблемно, и слово "религиозная" спорно. И общего между включаемыми в этот круг фигурами примерно столько. сколько между вороном и письменным столом. 

Однако в постмодернистскую глобальную деревню этот круг тоже может войти - и искатель, выйдя на фронтир познания, может найти в идеях, созданных в этом кругу, немало ценных инструментов для прорыва в неизведанное. Нужно только провести предварительную работу и очистить эти инструменты от налипшей на них имперской, фашистской, нацистской грязи. Выбросить из этого саквояжа штангенциркуль и шприцы упомянутого доктора Менгеле, сдать в подобающее заведение его коллекцию нижних челюстей - отследить и отбросить пропитавшие русскую мысль эгоистические размышления о величии империи, крови, почвы, религиозной исключительности и т.д. Сдать в специализиованный архив тексты вроде "Васисуалий Лоханкин и его великая роль в концерте цивилизаций". 

"Русская философия" может быть философией, только если слово "философия" стоит на первом месте, а слово "русская" добавляется в случае той или иной необходимости вторичным образом. Если человек сначала рефлексирует на своей "русскости", а потом пытается для обоснования своей идентичности найти некую "идею", которую назовет "русской" - такой способ создания идей я бы назвал плохой идеей. Трактат о месте Васисуалия Лоханкина в мировом концерте цивилизаций вряд ли этим мировым концертом будет востребован. Неплохо бы сначала научиться на чем-то играть. Неплохо также поразмышлять о мировом концерте как таковом. И исполнительское мастерство вместе с такими композиторскими идеями могут обеспечить место в этом самом мировом концерте. При условии, что музыкант помнит, что для концерта имеет значение музыка, то есть идеи - а всякого рода навязчивые этнические, национальные и конфессиональные идентичности следует оставлять в личных архивах для личного пользования, и показывать другим, только если другие попросят.

Sunday, November 15, 2015

Запретить свастику - начнут рисовать круг

К вопросу о запретах чего-либо из области символов, идеологий.

Я бы запретил волю к власти, волю к подавлению других, волю к унижению и издевательству над более слабыми, волю к эксплуатации других живых существ, волю к забиванию гвоздей микроскопом.

Но я не знаю, как это сделать. И подозреваю, что мои желания такого рода сами мотивированы внутренней агрессией и той самой волей к власти.

А если запретить свастику - начнут рисовать круг или какого-нибудь кракозябра, вкладывая в него всю ту же жажду власти. Запретить идеологию - найдут себе другую. Или назовут старую другим именем. 

Так что, полагаю, запретами в этом деле многого не добьешься. А можно и вообще отрицательный результат получить. Как это обычно бывает при попытках построить свободное общество, используя метод диктата.

"Запрещать запрещается".

Вот только как быть с теми, кто сам пытается запрещать? Включая тех, кто запрещает другим жить?

Почему я не крашу аватару в цвета российского флага

Если в третьем рейхе происходила массовая гибель людей в одном месте - это не значило, что остальной мир должен был в знак солидарности вывешивать свастики.

Почему я не красил аватару в цвета российского флага, а в цвета французского крашу? Да потому, что французский флаг для меня символизирует свободу, равенство и братство, а российский - нечто прямо противоположное. Или перпендикулярное, если учесть взаимное расположение полосок на двух рассматриваемых объектах.

Потому, что "российский" флаг символизирует не гражданскую нацию, а террористическую власть.

Потому что я хорошо помню такие вещи, как серия взрывов домов в Волгодонске и Москве с посдедним звеном в виде "учений ФСБ в Рязани".

Не вывешивал - потому что не хочу вывешивать на похоронах убитого флаг того, кого подозреваю в убийстве.

Friday, November 13, 2015

Теракты в Париже. Не отдать свободу за призрак безопасности

Самой перворазрядной нечисти все равно, под каким лейблом устанавливать мировую диктатуру - халифата или отрекшегося от свобод Запада. Главное - не отдать свободу за призрак безопасности. Французы, держитесь.

Thursday, November 12, 2015

Победа, которая не всем видна. Еще немного об акции Павленского

Вот спрашивают меня - ну и что толку с вашего Павленского, в чем эффективность таких действий для "победы"?

Воин не думает о победе и поражении. То, что для него победа, обыватель-прагматик видит как поражение.

Но в мире идет такое сражение, в котором бесстрашие одного человека перед огромным монстром и есть победа. Хотя даже если и говорить не об истинном масштабе сражения, но только о проявлении этого сражения в качестве события в физической реальности - даже о последнем многие просто не в курсе. Но так часто и бывает.

И эта победа, хотя и не всем очевидна, совершенно реальна, даже если и не приводит к власти респектабельных дам и господ в деловых костюмах. Даже если вообще никого ни к какой такой "власти" не приводит. 

Просто в результате слабеют власть, контроль и подавление как таковые. Не в Кремле конкретно. А вообще.

Авангард протеста: акционисты на смену рок-музыке

Интересно, что по факту именно художники-акционисты стали авангардом сопротивления российскому режиму. Если попросят назвать два самых примечательных момента протестного движения 2011-2015, я назову «Панк-молебен» Pussy Riot и «Угрозу» Петра Павленского.

Никакие не митинги. Митинг становится событием в том случае, если он не расходится. Никакой не «средний класс» - он в своей массе дрожит за накопленную собственность, за свое рабочее место или бизнес. Ему есть, что терять – и он готов только гулять с шариками, пока разрешают. Во всяком случае, пока.

Интеллектуалы – они в основном все тот же средний класс со всеми его привязанностями. Многие из них не высказываются на политические темы даже в соцсетях. 

Удивительно, что из протестного движения выпала рок-музыка. Я за последний год несколько раз был во Франции – и познакомился там с целым пластом француского протестного рока. В России же это явление либо просто не существует, либо лишено какой бы то ни было известности даже в среде сопротивления. Русский же «рок» (кавычки не случайны) по большей части переместился в сферу «чистого искусства», иногда прямо-таки являясь музыкальной иллюстрацией картин Ватто, перестав отличаться от эстрадных шансонье чем бы то ни было, кроме стилистики игры на инструментах.

После акции Павленского

Я понимаю стремление классификаторов уложить каждое явление в соответствующую ячейку. Им бывает важно определить, что перед ними – слон, кит, слонопотам, философия, наука, искусство, подделка или шарлатанство. Однако и искусство, и наука, и философия – это понятия, концепты, которые устанавливаются не путем открытия неких фундаментальных неколебимых истин, а путем соглашения, достижением консенсуса. И в отношении искусства полного консенсуса нет. В том числе и в среде искусствоведов.

Я понимаю, что следствию и суду бывает важно понять, что подследственный или подсудимый – настоящий художник, поэт или мыслитель. Для этого они вызывают в суд авторитетных (по представлениям следствия и суда) экспертов в соответствующих сферах. Важно это бывает и в подворотне – многие гопники отказывались от своих агрессивных намерений, узнавая, что намеченная жертва – музыкант. Причем верили, случалось, и на слово.

Однако есть и другие измерения. Да-да, тот самый «высший суд», который ничего общего с насилием, гопниками, земными судами, следствиями и «таящимися под сению закона» не имеет и называется «судом» то ли по недоразумению, то ли по контрасту, то ли по желанию земных судей (по совместительству - царей).

И в этом высшем смысле лично мне уже нет дела до социальных полей, на которых повешен лейбл «искусство», и до склок по поводу демаркаций между искусством и не-искусством.

Wednesday, November 11, 2015

Петр Павленский: искусство бесстрашия


Творчество собственной жизни человеком, отказавшимся от соблазнов мира, религиозные писатели Византии называли «искусством искусств», «художеством из художеств». О «теургии», слиянии искусства и жизни мечтали немецкие романтики и авангардисты XX века. В своих высших проявлениях акты человеческой деятельности становятся синтетическими – в них становятся едиными и нераздельными познание, любовь, свобода, искусство, философия, этика и эстетика – и, конечно, политика. Политика – потому что и художник, и философ, и мистик, достигая подобной синтетичности, становятся опасны для существующих иерархий господства/подчинения. Они и их творчество становятся революцией. Искусство - это революция в высшем смысле этого слова, то есть перманентная антиэнтропийная трансформация, идущая в нашей Вселенной, наверное, с момента Большого Взрыва. И это и есть настояшая, самая реальная жизнь.

Художник-акционист Петр Павленский – осуществивший давеча акцию «Угроза», частью которой стал поджог дверей Лубянки – сделал свою судьбу произведением своего искусства. Его акции формально разделены, дискретны, отдельны в пространстве и времени – но так только кажется. Каждая акция является продолжением предыдущей. Пространство-время между акциями не пустуют – сами заявляемые акции суть лишь точки экстремума этой творческой функции. Точнее – надводные части айсберга. Акцией является последующий арест, следственные действия и судебное разбирательство. Напомню тот факт, что летом произошло нечто, очень напоминающее сцену из «Мастера и Маргариты»:

«- ...однако, послушав меня, он стал смягчаться, - продолжал Иешуа,  - наконец  бросил  деньги  на  дорогу  и  сказал,   что   пойдет   со   мной путешествовать...
Пилат усмехнулся одною  щекой,  оскалив  желтые  зубы,  и  промолвил, повернувшись всем туловищем к секретарю:
- О, город Ершалаим! Чего только не услышишь в нем. Сборщик  податей, вы слышите, бросил деньги на дорогу!
 Не зная, как ответить на это, секретарь счел нужным повторить  улыбку Пилата.
 - А он сказал, что деньги ему отныне  стали  ненавистны,  -  объяснил Иешуа странные действия Левия Матвея и добавил: - И с тех пор он стал моим спутником».

Да, следователь, который вел дело Павленского, этим летом под влиянием бесед с обвиняемым в вандализме уволился из СК и выступил на процессе в качестве свидетеля защиты. 

Многих смущало, что акции Павленского часто связаны с нанесением себе телесных повреждений. Смущавшиеся сомневались в психической адекватности акциониста и подозревали его в мазохизме. Однако совершенно справедливо было замечено, что членовредительские компоненты акций Павленского были призваны продемонстрировать готовность человека претерпевать боль и лишения. Художник, зашивающий себе рот и пробивающий гвоздем мошонку, показывает, насколько нелепы попытки запугать настоящего человека угрозой боли – и насколько задавлены страхом те, кто боится сопротивляться деспотии под угрозой лишения надбавок к зарплате.

Павленский стал своего рода Муцием Сцеволой нашего времени – тот сжег свою руку, когда ему стали угрожать пытками, чтобы показать, что пытки его не пугают.

Я не знаю, каковы пределы человеческой устойчивости перед пытками – но я допускаю, что в некоторых случаях этих пределов нет. И – поскольку акции Павленского им самим позиционируются как действие художественное, совершаемое в символическом пространстве – они демонстрируют не столько личное бесстрашие Павленского (каковое отрицать невозможно), но именно перспективы достижения бесстрашия абсолютного перед лицом любой угрозы, любого силового давления извне, каким бы мощным это давление ни было, и какие бы усилия по запугиванию ни прилагал доминантный альфа-самец, сколь угодно продвинувшийся по своей демонической иерархической лестнице.

Последняя акция Павленского увенчала предшествующую их череду - впрочем, она продолжается. Например, на следующий день после ареста на суде, который должен был определить меру пресечения, Павленский заявил, что будет молчать до тех пор, пока обвинение не будет переквалифицировано со статьи «вандализм» на статью «терроризм».

Создаваемое Павленским художественное пространство – это настоящее эпическое полотно. И «Угроза» порождает сразу несколько ассоциаций эпического ряда. Фигура грустного человека с канистрой на фоне горящих дверей самого страшного здания в России вызывает в памяти самые разные фигуры и сюжеты. 

Арагорн, выходящий из подземелья и ведущий за собой войско мертвых – только не клятвопреступников, а жертв. Войско погибших в подвалах Лубянки. Акционист на фотографии один – но это иллюзорное одиночество, поскольку зритель понимает, что за его спиной из горящих дверей выходят невидимые обычным глазом герои.

Конечно, многие толкователи акции вспоминали о «вратах ада». Евгений Ермолин предположил, что главный герой акции поджег врата ада и вошел в них, чтобы там сразиться с темной силой. И действительно, арест тут символизирует сошествие в преисподнюю, отсылая к христианскому преданию. Предание же гласит, что ад проглотил Иисуса как наживку, но не смог переварить ее, в результате чего врата ада раскрылись и выпустили оттуда узников. По некотором же версиям предания, ад был просто разрушен изнутри.

Некоторые вполне либерально настроенные христиане считают подобный параллелизм автора и персонажа акции с Иисусом чем-то неприемлемым и даже кощунственным – хотя и не собираются подавать в суд на авторов подобных трактовок за оскорбление религиозных чувств. Однако напомню таким либеральным христианам, что литургическая символика полна подобных замещений – например, когда епископ занимает «горнее место» за алтарем.

Вспоминается и шварцевский Ланцелот, бросающий вызов Дракону. Он тоже поначалу один – и «лучшие люди города» выстроились в вереницу, чтобы просить рыцаря покинуть город. 

Никто не мешал всем желающим подключиться к акции Павленского. Не его вина, что он остался один. В отличие от тех, кто обещал придти еще, он пришел и не ушел.

Героизм у одних вызывает восхищение (даже если человек не чувствует себя способным немедленно встать плечом к плечу с героем). У других же – отторжение. «Не дразнить гусей», «Он выпендривается и проплачен», «Отыграются за него на нас» - список проявлений окажется длинен. Все эти голоса – хор обитателей покоренного Драконом города. И вот то Бургомистр, то сам Дракон пытаются показать Ланцелоту рабскую сущность людей, за которых Ланцелот вызвался идти на смертный бой. 

Эту ситуацию мы сейчас и наблюдаем – знакомясь с уже приевшимися разговорами о сумасшествии и мазохизме, к которым добавились причитания о «порче чужой собственности» и «дверях как памятнике истории». Интересно, эти критики уже выступили с петицией, призывающей Францию восстановить Бастилию и извиниться перед ее бывшими хозяевами, архитекторами, строителями? Было бы интересно послушать, что именно ответят петиционерам французы.

Но венцом фарса стало заявление самих гебистов о том, что они считают происшедшее актом вандализма – потому что в этом здании проводило время много знаменитых людей России. 

В организациях подобного рода вообще умеют шутить. Но эти шутки полны зловония.

Акция властного насильника - не художественная акция. Есть разница между Диогеном, устроившим акцию Александру, и Калигулой, вводящим коня в сенат. Диоген мог устроить Александру Македонскому акцию. А Александр Диогену - нет. Сначала он должен был бы стать Диогену хотя бы ровней. А он был в кандалах собственной власти.

Именно это упускается из виду критиками радикального акционизма. 

Диктатор устраивает эпатажную акцию, чтобы проверить границы своей безнаказанности. Это глумление сильного над слабым – и наслаждение своей безнаказанностью, покорностью своих рабов. Юродивые же, даосы, дзенские монахи и современные художники-акционисты устраивают акции, призванные разрушить сакральный ореол, который пытается создать себе насильник «в законе». 

Настоящее творчество неразрывно связано со свободой и любовью. Настоящий творческий акт – это акт освобождения самого творца, который этим актом помогает освободиться и другим живым существам. Псевдотворчество тирана же направлено на дальнейшее закабаление подданных – и, парадоксальным образом, на заточение самого себя в темницу собственного эгоизма и паранойи.

Так, глумление комсомольцев над крестными ходами в тридцатые годы прошлого века было псевдотворчеством – зато «панк-молебен» Pussy Riot был самым настоящим творческим актом по высшему разряду.

Спрашивают: «Но если Павленскому можно поджигать двери Лубянки, то почему тогда Энтео нельзя громить экспонаты выставки в Манеже? Почему в первом случае вы квалифицируете действие как творческий акт, а во втором – как акт того самого вандализма, который вменяется и Павленскому? Не практикуете ли вы двойные стандарты?» 

Отвечаю. Энтео со товарищи – хунвейбины. Павленский стоит с канистрой один – а за ним миллионы жертв репрессивной машины. За Энтео же – фундаментализм и тоталитаризм. Все его акции насквозь фальшивы – поскольку он выглядит не как рыцарь в творческом поле, а как приблатненный шпингалет, которого братва, сама до поры прячась в подворотне, выпустила провоцировать уличного прохожего. В мире возможно все – и все можно постараться выдать за творческое действие. Пожалуйста – все желающие могут попробовать описать художественные достоинства действий Энтео, а равно талибов с игиловцами, Нерона с Калигулой, или, как говорилось в анекдоте, оценить концептуальную задумку тех, кто решил уничтожить одну известную выставку с помощью бульдозера. От чего устроители этих акций освободились, кого освободили. Они могут по-своему определить понятие искусства, найти между собой консенсус и выдавать ежегодные премии имени Калигулы.


Мне кажется, акции, подобные той, которую устроил Петр Павленский, имеют мистическое измерение. Они пробивают брешь в какой-то броне, которая закрывает от людей свет высшей реальности, истины, свободы, любви. Они становятся символами освобождения. Я смотрю снова и снова на фотографию, на которой вижу худощавого человека с канистрой на фоне горящих дверей – и мне становится просторнее, словно очищается воздух. Словно рассеивается мгла, которая столько времени ткалась – из которой соткано самое страшное здание России. И верится, что оно вместе с этой мглой растворится в лучах рассвета.



P.S. 

Я понимаю стремление классификаторов уложить каждое явление в соответствующую ячейку. Им бывает важно определить, что перед ними – слон, кит, слонопотам, философия, наука, искусство, подделка или шарлатанство. Однако и искусство, и наука, и философия – это понятия, концепты, которые устанавливаются не путем открытия неких фундаментальных неколебимых истин, а путем соглашения, достижением консенсуса. И в отношении искусства полного консенсуса нет. В том числе и в среде искусствоведов.

Я понимаю, что следствию и суду бывает важно понять, что подследственный или подсудимый – настоящий художник, поэт или мыслитель. Для этого они вызывают в суд авторитетных (по представлениям следствия и суда) экспертов в соответствующих сферах. Важно это бывает и в подворотне – многие гопники отказывались от своих агрессивных намерений, узнавая, что намеченная жертва – музыкант.

Однако есть и другие измерения. Да-да, тот самый «высший суд», который ничего общего с насилием, гопниками, земными судами, следствиями и «таящимися под сению закона» не имеет и называется «судом» то по недоразумению, то ли по контрасту, то по желанию земных судей (по совместительству царей).

И в этом высшем смысле лично мне уже нет дела до социальных полей, на которых повешен лейбл «искусство» и до склок по поводу демаркаций между искусством и не-искусством.  



Monday, November 9, 2015

Здесь будут танцевать, или Поджог врат ада

Я помню, в дни августа 1991 года на двери пописал мальчик. Все тогда были заняты памятником Дзержинскому, а двери Лубянки были холодно закрыты и к ним никто не подходил. Наверное, тамошние колдуны ваыставили защитное поле. Но мальчик все же смог преодолеть чары и осуществил акт десакрализации.

А теперь - огонь. Спустя 24 года - простая и прекрасная акция прямого действия Петра Павленского. Ей, в общем-то, не нужны ни названия, ни интерпретации. Искусство - это революция. Они и есть реальная жизнь. 

Если интеллектуалы, боящиеся лишения вузовских надбавок, сидят на кухнях, если в комнатах обыватели получают свою теледозу - то выходит один. И делает то, что не сделали остальные.

Павленский на этих фотографиях - словно Арагорн, выводящий из пещеры армию мертвых. Но в данном случае - это армия замученных той структурой, которая продолжает и сегодня оккупировать страну.

Научная контрреволюция. "Эволюция закончилась на нас"

Один из методов контрреволюционной научной деятельности – это метод экспроприации и аппроприации революционных достижений, в результате чего от революционной вещи остается только ее оболочка-симулякр.

Принцип такого абсорбирования хорошо выражается репликой Жоржа Милославского в «Иване Васильевиче»: «Демоны были, мы этого не отрицаем. Но они самоликвидировались».

Этот принцип применил Гегель, с точки зрения которого эволюционное развертывание мирового духа завершилось вместе с образованием прусской монархии. Тот же ход практически в точности повторил Фукуяма в «Конце истории». 

Этой коррозии может оказаться подвержена любая эволюционистская концепция: «Эволюция была – но она закончилась на нас, воплотивших в себе максимально совершенный из возможных в этом мире принцип». 

Если оказалось, что царь-господин не поставлен божеством, то контрреволюционер пытается рассказать, что царь-господин возведен на престол самой эволюцией, венцом которой он и является. И не просто венцом – а венцом итоговым, которым эволюция заканчивается и наступает безвременная дискотека..

Бесконечно совершенные существа, или Три вида утопии

Бесконечно совершенные существа в бесконечном взаимопонимании с другими бесконечно совершенными существами - вот будущее мира. В этом мире не будет энтропии, взаимопожирания, господства, подавления. Если этого будущего не иметь в виду и к нему не стремиться, то к чему вообще имеет смысл стремиться? А теперь скажите, какой политологический термин к такому сообществу совершенных существ более применим - капитализм, социализм, коммунизм, анархизм?

Утопично? Прекрасно, любая долгосрочная перспектива утопична. Но только максимально долгосрочная перспектива с вектором в дружелюбную вечность может одновременно дать возможность жить здесь и сейчас, то есть везде и всегда.

Иначе - бесконечная игра в царя горы. С бесконечно утопичной перспективой победы в этой игре. Выбирайте - перед вами две утопии.

Ах, да. Есть еще третья - что можно выбрать свое маленькое персональное счастье среди падающих астероидов, пандемий, взрывов сверхновых, архетипов коллективного бессознательного - свой маленький тихий уголок, вокруг которого бушует перманентная мировая революция, началу которой положил в этой вселенной Большой Взрыв. И забыть о тех, кто за порогом счастливого дома. Утопия номер три.

Sunday, November 8, 2015

Куна встраивают в спектакль, но Фейерабенд заминировал подходы

Два слова о таких подрывных текстах, как «Структура научных революций» Куна и «Против метода (опыт анархической теории познания)» Фейерабенда.

Подход к материалу, углы зрения и аргументация, продемонстрированная в этих текстах, не позволила научному сообществу их полностью проигнорировать. Подвергнуть авторов полному остракизму значило бы подвергнуть самих себя опасности делегитимации. 

Однако эпистемологический плюрализм (или даже анархизм), лежащий в основе нового подхода, сводящего парадигму в конечном счете к вполне социальной иерархической структурной корпоративной дисциплинарности, подрывал претензию научных элит на эпистемологическую монополию. Вместо одной-единственной магистрали открывалась сеть дорог, вместо одного царя и одной на всех руководящей и направляющей силы обнаруживалось какое-то мультикультуралистское гражданское общество. 

Статус царя горы в реальности, где рядом выросли новые горы, существенно понижается. И вот идеи Куна начали встраивать в «спектакль». С Фейерабендом, в силу явной готовности последнего к такому повороту событий, такая встройка не проходит – поскольку Фейерабенд концептуально заминировал подходы, предупредив возможные дискурсивные ходы охранителей существующего порядка.

Приспособление к среде после дождичка в четверг

Концепция естественного отбора на основе принципа "приспособления" - типичный случай "одномерной теории", которая, пройдя процедуру фальсификации, обнаруживает свою ненаучность.

Другими словами, невозможно предложить факт из области, к которой имеет отношение эта концепция, который не мог бы быть объяснен ею (и который гипотетически мог бы ее опровергнуть). 

Согласно этой концепции, если существо (вид) выжило - значит, сумело приспособиться, пусть даже и активным способом, приспособив под себя саму реальность. Если не сумело - значит, исчезло.

Приспособление плюс естественный отбор тут - не то, что доказывается. Это предпосылочная установка, которую подтверждает любой факт, какой бы ни попал в ее призму. "Всеобъясняющая теория", которая согласно попперовскому фальсификационному критерию, не является научной.

Нет способа доказать, что живое существо, осуществляя свои действия, занимается именно "приспособлением". Да, оно реализует некие свои цели. Но каковы эти цели, строго позитивная наука знать не может. Претензия на знание цели действий живого существа - это телеология, которую позитивная наука запрещает как элемент научной аргументации.

Налицо криптометафизика, которую борцы за царство дискурсивной горы задействуют в своих битвах в качестве допинга и спрятанного в перчатке кастета, запрещая использовать эти средства другим и почему-то полагая, что их никто не поведет на допинг-контроль и амуницию не проверит.

А фантазировать никто не запрещает. Фантазия - великая сила. И в плюсе - о царстве всеобщей любви. И в минусе - о войне всех против всех. Мотивация фантазий и выводы из них могут быть самые разные. Идея войны всех против всех может заставить человека выть по-волчьи, а может побудить человека разорвать этот порочный круг. Идея полной взаимной любви может способствовать просветлению, а может послужить для оправдания корпоративного фашистского государства. 

Но не стоит выдавать свои фантазии за предметы, доказанные в пределах строгой позитивной науки. А если все же попытаться выдать - тогда эти фантазии каменеют. Окаменев же, не способны помочь взлететь. А построить на таком камне ничего нельзя, кроме памятника Озиманду, царю царей.

При всем этом мне очень нравится концепция эволюции. Конечно, она существует во множестве различных вариантов - далеко не все из них мне импонируют. Но все же - как общий принцип - она удивительно красива, хотя и совершенно ненаучна.

Эволюция - это же развитие. Парадоксальным (на взгляд сциентиста-обывателя) образом, сама идея эволюции предполагает телеологию. Некую благую, совершенную цель процесса. Потому что если этой цели нет - нет и эволюции. Есть только слепота, из которой нет никакого выхода к свету, потому что нет никакого света.

Все же идею эволюции придумали метафизики-романтики, которые верили, что в любом фрагменте реальности содержится некая благая потенция, возводящая этот фрагмент к совершенству. И итогом эволюции будет полное и абсолютное совершенство каждого участника процесса - бесконечное количество абсолютных взаимопроникающих находящихся в единстве совершенств.

Недаром идея эволюции оформилась исторически позже идеи социального прогресса - и стала выходом идеи прогресса на уровень уже не человеческого общества, но всей жизни на земле и универсума в целом.

Эволюция - это вдохновляюще. А вот приспособление и естественный отбор - кого и на что они могут вдохновить? На пожелание всем живым существам счастливого и творческого приспособления? К чему? К среде после дождичка в четверг? "Присоединяйтесь, барон!" - так, что ли?

Если к чему-то и приспосабливаться - так это к свету своего идеала. Все равно неодарвинисты приспособленцем сочтут. Но если все есть приспособление - а именно так они и полагают - то можно построить шкалу видов, типов и уровней приспособления. Уровень Джордано Бруно, например. Или Сократа. Можно даже сказать, что отказ приспосабливаться есть высший уровень приспособляемости - так сказать, тотальное приспособленчество.

Знаю, многие понимали свободу как рафинад рабства. Их выбор, их право выбирать себе такие метафоры, такие концептуальные каркасы. Но делать такой выбор не обязательно - что бы совершившие этот выбор на этот счет ни говорили.

Thursday, November 5, 2015

Бонсай

Буриме "бонсай-инсайт, дней-ней".

Восемь метров за сутки - растет бонсай
До края вселенной - хватит ли дней
В пароксизме экспансий поймать инсайт
За жизнь до того, как проснешься с ней

Взорвался бонсай
В саду расходящихся дней
Шахидоинсайт
Семьдесят две сливаются в ней

Бросают меня, бонсай,
В банку мозгов, в разверстье небыли дней
И как тут вспомнить инсайт
Как я пророс сквозь астероиды к ней